Аккордеон, стирающий грань между клавишами и кнопками
 Начало  Контакт  English China version  China
Введение
О клавиатуре Кравцова: форма клавиш, размещение клавиш
Художественно-выразительные свойства клавиатуры
Практика: исполнители, модели аккордеона, сочинения, методические рекоммендации, библиография
Заказ инструметна
Биография Кравцова
Контактная информация
Форум
Фотогалерея
Новости

Книжная новинка:
Кравцов Н. А. Аккордеон XIX века



Возможности

Художественно-выразительные свойства аккордеона Кравцова

Усовершенствованная клавиатура обладает важнейшим качеством - она полностью сохраняет весь сложившийся традиционный аппликатурный багаж аккордеониста при переходе в игре на модернизированную клавиатуру. Поэтому уже через пару дней аккордеонисты могут играть выученные ранее на клавишном аккордеоне произведения.

  1. Основой организации мануальной техники игры на любом инструменте является позиция. Для успешного освоения приемов и навыков, важно удобство размещения пальцев внутри позиции. Это размещение условно можно назвать "топографией позиции" или "размещением пальцев". Безусловно, что позиции на клавишном аккордеоне как нигде физиологически удобны. При этом структура клавиатуры позволяет компенсировать различия в строении рук. Среди бесконечности позиций самыми основными являются позиции, на которых "строятся" диатонические и хроматические звукоряды. Как известно, существуют малые позиции с различной топографией размещения пальцев 1 2 3. И большие - с размещением пальцев 1 2 3 4, а также 1 2 3 4 5. Поэтому, изучая предлагаемую клавиатуру, необходимо обратить внимание на идентичность строения позиции и ее топографию органно-фортепианной клавиатуре.

    До-мажор (C-dur)
    Раскладка

    Cоль-мажор (G-dur)
    Раскладка

    Ре-мажор (D-dur)
    Раскладка


  2. Необходимо обратить внимание на три "кривых" белых клавиши. Они дают музыканту возможность корректировать позицию, так как палец ставится не только на нижние или верхние части, но и на их середину. Таким образом, создается самая удобная топография позиции.
  3. "Вытесненные" черными клавишами полутонов, узкие игровые площадки клавиш тонов становятся важнейшим приобретением для игры. Они образуют свой дополнительный ряд из равноценных по площади клавиш. Таким образом, они улучшают эргонометрические условия игры и позволяют унифицировать аппликатуры в различных тональностях. Эти открывшиеся возможности надо активно использовать. Например, вместо 2 1 2 3 1 2 3 4 традиционной аппликатуры гаммы Си-бемоль мажор, используя эти высвободившиеся участки клавиш, можно сыграть 1 2 3 1 2 3 4 5. Кроме того, в этой же позиции и ее идентичной топографии легко сыграть и Си-мажор, и До-мажор. Как можно заметить, Клавиатура Кравцова открывает множество новых возможностей для яркой, оригинальной игры.

    Си-бемоль-мажор (В-dur)
    Раскладка

    Си-мажор (H-dur)
    Раскладка


  4. Следующим принципиальным моментом является использование ряда дублирующих белых клавиш в игре аккордов. Если музыкант играет в бемольных тональностях, то эти клавиатурные площадки позволяют сохранить топографию аккордовой позиции. Например, топография размещения пальцев в мажорных аккордах остается неизменной в 9-ти тональностях.
           Клавиатура Кравцова - мажор

    В минорах такая же картина.
           Клавиатура Кравцова - минор
    Это один из немногих примеров, где применение этих площадок улучшает положение руки и пальцев на клавиатурном щите. Более того, и при широком разнесении крайних голосов, дополнительный ряд улучшает условия игры средних голосов. При игре "бемольных тональностей" с дополнительным рядом белых клавиш, положение руки гармонично и естественно.
  5. Расширяются художественно-выразительные возможности и при игре двойных нот. В частности, в гаммах диатоническими и хроматическими секстами доступно исполнение обоих голосов в "абсолютном легато". Это становится возможным путем попеременного чередования пальцев в обоих голосах.
  6. Одна из самых ценных особенностей клавиатуры Кравцова - аппликатуры для игры на  выборной клавиатуре абсолютно идентичны аппликатурам для правой руки.

 гамма C dur

 

Компактное размещение тонов клавиатуры Кравцова открывает множество новых преимуществ:

  1. Компактное размещение тонов обеспечивается возможность исполнения диатонических и хроматических гаммообразованных построений двойными нотами (секундами-квинтдециамми), а также исполнение арпеджио в более широком разнесении звуков.
  2. Благодаря компактному размещению клавиш, улучшаются условия выполнения приемов перекладывания и подкладывания пальцев. Облегчается техника скачков с большим разнесением звуков по диапазону инструмента.
  3. Усовершенствования Н. А. Кравцова увеличили звуковой диапазон аккордеона до диапазона баяна. Это достижение делает возможным исполнение оригинальных произведений для баяна, где употребляется широкая фактура письма.

Размещение рядов клавиш на одном уровне делает игру на инструменте не только более удобной, но и более выразительной:

  1. Размещение рядов клавиш на одном уровне улучшает технику соединения голосов аккордов, в том числе исполнение их в штрихе легато.
  2. Обеспечиваются новые удобные виды аппликатур, и возникает более органичная связь организма исполнителя с механизмом инструмента. Это происходит из-за интенсивного использования игровых площадок белых клавиш, расположенных в классической клавиатуре между черными, а теперь вынесенными в отдельный ряд.
  3. Исчезает несовершенное скольжение пальцев с низкой белой клавиши на высокую черную, тем самым улучшаются художественно-выразительные возможности аппликатур.

Оригинальная форма игровой площадки клавиш, выполненная в форме многоугольника, существенно улучшает технику исполнения.

  1. Благодаря оригинальной форме игровой площадки клавиш, возможно исполнить новые виды глиссандо. При перемещении скользящего пальца по выступающим углам игровых площадок клавиш рядов полутонов и тонов, можно взять 10 звуков из 12-ти, вместо 7 из 12-ти.
  2. Улучшается техника скольжения пальцев, и расширяется число соседних клавиш, на которых можно осуществить этот прием.

Безусловно, данные усовершенствования органно-фортепианной клавиатуры Николаем Кравцовым уже сегодня обеспечивают аккордеону жизнеспособность и многообещающую перспективу использования в современных исполнительской и учебной практиках. Они позволяют создать единую систему органно-фортепианной клавиатуры в конструкции аккордеона.

 

 "От малого к                        большому..."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение : Система : Форма клавиш : Размещение клавиш : Левая клавиатура : Возможности : Практика
Исполнители : Модели : Сочинения : Методические рекомендации
Библиография : Заказ : Биография : Координаты
© 2010 Н. А. Кравцов